Неточные совпадения
Надо было, присутствуя при этих службах, одно из двух: или притворяться (чего он с своим правдивым
характером никогда не мог), что он верит в то, во что не верит, или, признав все эти
внешние формы ложью, устроить свою жизнь так, чтобы не быть в необходимости участвовать в том, что он считает ложью.
Это входило у меня в привычку. Когда же после Тургенева и других русских писателей я прочел Диккенса и «Историю одного города» Щедрина, — мне показалось, что юмористическая манера должна как раз охватить и
внешние явления окружающей жизни, и их внутренний
характер. Чиновников, учителей, Степана Яковлевича, Дидонуса я стал переживать то в диккенсовских, то в щедринских персонажах.
Вселенский
характер церковного собора не имеет
внешних формальных признаков.
Тюрьма находится близ главной улицы, но по
внешнему виду она мало отличается от военной казармы, и потому Александровск совсем не носит того мрачного острожного
характера, какой я ожидал встретить.
Он мог надеть новый костюм, завести новую небель, пристраститься к шемпанскому; но в своей личности, в
характере, даже во
внешней манере обращения с людьми — он не хотел ничего изменить и во всех своих привычках он остался верен своей самодурной натуре, и в нем мы видим довольно любопытный образчик того, каким манером на всякого самодура действует образование.
Ежели вообще даже
внешняя перемена в обычной жизненной обстановке неудобно отражается на человеческом существовании, то тем тяжелее действует утрата отношений, имеющих дружеский
характер, особенно если одною из сторон эта утрата принимается равнодушно.
— Это очень возможно. Аракчеев любил приписывать то, что он из заурядных генералов так возвысился, твердому
характеру своему, а не
внешним, в пользу его сложившимся обстоятельствам.
А кроме того: заграничная благопристойность имеет
характер исключительно
внешний (не сквернословь! не буйствуй! и т. п.), тогда как наша благопристойность состоит не столько в наружных проявлениях благоповедения, но в том главнейше, чтобы обыватель памятовал, что жизнь сия есть временная и что сам он — скудельный сосуд.
Она не выезжала из Белого Поля; мальчик был совершенно один и, как все одинокие дети, развился не по летам; впрочем, и помимо
внешних влияний, в ребенке были видимы несомненные признаки редких способностей и энергического
характера.
Любовь Александровна смотрела на него с глубоким участием; в его глазах, на его лице действительно выражалась тягостная печаль; грусть его особенно поражала, потому что она не была в его
характере, как, например, в
характере Круциферского; внимательный человек понимал, что
внешнее, что обстоятельства, долго сгнетая эту светлую натуру, насильственно втеснили ей мрачные элементы и что они разъедают ее по несродности.
В этой цельности и гармонии
характера заключается его сила и существенная необходимость его в то время, когда старые, дикие отношения, потеряв всякую внутреннюю силу, продолжают держаться
внешнею механическою связью.
И так странно перемешались черты: Линочка всем
внешним обликом своим и
характером повторяла отца-генерала; крепкая, толстенькая, с румяным, круглым, весело-возбужденным лицом и сильным, командирским голосом — была она вспыльчива, добра, в страстях своих неудержима, в любви требовательна и ясна.
Но такое заключение основывалось бы только на
внешней форме труда, а не на внутреннем его
характере.
С одной стороны, приличия, с другой — обыкновенное стремление человека к самостоятельности, к «творчеству, а не списыванию копий» заставляют поэта видоизменять
характеры, им списываемые с людей, которые встречались ему в жизни, представлять их до некоторой степени неточными; кроме того, списанному с действительного человека лицу обыкновенно приходится в романе действовать совершенно не в той обстановке, какой оно было окружено на самом деле, и от этого
внешнее сходство теряется.
Писарев имел раздражительный, но сосредоточенный
характер;
внешнее выражение у него было тихо, спокойно и холодно даже и тогда, когда он задыхался от внутреннего волнения.
В чем заключаются главные черты обломовского
характера? В совершенной инертности, происходящей от его апатии ко всему, что делается на свете. Причина же апатии заключается отчасти в его
внешнем положении, отчасти же в образе его умственного и нравственного развития. По
внешнему своему положению — он барин; «у него есть Захар и еще триста Захаров», по выражению автора. Преимущество своего положения Илья Ильич объясняет Захару таким образом...
При определении
характера не столько важны
внешние проявления, сколько побуждения, вследствие которых то или другое делается человеком.
Такова
внешняя история этого издания. Можно уже и из нее видеть, что это было замечательное явление в русской журналистике. Но еще более убедимся в этом, когда поближе рассмотрим внутреннее его содержание,
характер и направление.
Разумеется, сатира, раз явившись, все-таки не могла быть совершенно уничтожена, но по крайней мере с этих пор нет уже у нас того
внешнего признака, по которому можно следить действия сатиры шаг за шагом и судить о ее распространении в обществе и о степени успеха, — нет более периодических изданий, отличающихся сатирическим
характером.
Он придумал и учредил, сообразно с началами разумной системы общества, детские школы, в которых новая, высшая система
внешней обстановки, действуя на образование юных
характеров, производила в них привычки и наклонности мирно-благожелательные и одушевляла их любовью ко всем.
По мере того как эти впечатления осаживаются внутри человека, образуется в нем и внутренний
характер, который, приобретая некоторую силу, может потом и противодействовать
внешним влияниям, вновь привходящим.
Но если не заметно ничего особенно во внутреннем содержании и
характере литературы, зато нельзя не видеть, что
внешним образом она развилась довольно значительно.
Любовь к выпивке, пристрастие к хорошей понюшке табаку и чрезвычайная беззаботность относительно
внешних событий — таковы были главные особенности его
характера.
Эта бедность и неопределенность образов, эта необходимость повторять самого себя, это неуменье обработать каждый
характер даже настолько, чтобы сообщить ему соответственный способ
внешнего выражения, — все это, обнаруживая, с одной стороны, недостаток разнообразия в запасе наблюдений автора, с другой стороны, прямо говорит против художественной полноты и цельности его созданий…
Имея летописи, которых ранним появлением, добросовестностью и основательностью в отношении к
внешним фактам имеем право гордиться пред другими народами, мы, однако же, не имеем ничего, что бы объяснило нам самый внутренний смысл всех явлений нашей истории, осветило бы все наши недоумения касательно их связи, причин и
характера.
Оно может не спасти от
внешних унижений, может остаться бессильно в тех случаях, где требуется героизм
характера, но оно не даст человеку унизиться внутренне и, всегда указывая ему правый путь, даст ему силы на дорогу по крайней мере там, где выбор пути не влечет за собою конечной гибели.
В этом обстоятельстве мы находим ясное подтверждение того, что направление, принятое Пушкиным в последние годы, вовсе не исходило из естественных потребностей души его, а было только следствием слабости
характера, не имевшего внутренней опоры в серьезных, независимо развившихся убеждениях [, и потому скоро павшего от утомления в борьбе с
внешними враждебными влияниями].
Она определяет ту его
внешнюю границу, за которую невозможно отклоняться, но она отнюдь не адекватна догмату, не исчерпывает его содержания, и прежде всего потому, что всякая догматическая формула, как уже сказано, есть лишь логическая схема, чертеж целостного религиозного переживания, несовершенный его перевод на язык понятий, а затем еще и потому, что, возникая обычно по поводу ереси, — «разделения» (αϊρεσις — разделение), она преследует по преимуществу цели критические и потому имеет иногда даже отрицательный
характер: «неслиянно и нераздельно», «одно Божество и три ипостаси», «единица в троице и троица в единице».
Формы бытия тогда имеют
характер не
внешней принудительности пространства, но лишь внутренне присущей им качественности.
Разрыв мужского и женского начала, отличающий природу власти и проявляющийся в ее жестком и насильническом
характере, коренится в изначальном нарушении полового равновесия в человечестве, а вовсе не связан с той или иной частной формой государственности, которая и вся-то вообще есть
внешняя реакция на внутреннее зло в человеке.
У Герцена была такая же привычка прохаживаться насчет Тургенева, как у другого его приятеля, Григоровича, который и до смерти, и после смерти Тургенева был неистощим в анекдотах и юмористических определениях натуры и
характера Ивана Сергеевича. Но с Григоровичем можно было и до смерти сохранять
внешнее приятельство, а с такой личностью, как Герцен, принципиальнаярознь должна была рано или поздно всплыть наверх, что и случилось.
Жизнь общества в данный момент, костюмы,
характер разговоров, перемены моды, житейские вкусы, обстановка, обычаи, развлечения и «повадка» представителей тех или других общественных слоев или кружков,
внешний уклад жизни русских людей у себя и за границей изображены им с замечательной точностью и подробностями.
2)
Внешней красотой, достигаемой техникой, соответственной роду искусства. Так, в драматическом искусстве техникой будет: верный, соответствующий
характерам лиц, язык, естественная и вместе с тем трогательная завязка, правильное ведение сцен, проявления и развития чувства и чувство меры во всем изображаемом.
Сын крестьянина, мещанина, торговца, мелкого чиновника всегда остается похожим на своих папашу и мамашу по
внешнему виду, манере держать себя, чувствам,
характеру, понятиям о жизни, в нем проявляется что-то тяжелое, грубое, резкое, недоконченное, узкое и мелкое.
Но прежде чем мы узнаем их из келейной беседы двух братьев князей, столь различных
характерами и жизненными целями и столь сходных по
внешнему облику, опишем в нескольких словах их наружность.
Христиансен также прекрасно раскрывает творческую природу всякого эстетического восприятия и внечувственный, сверхэмпирический
характер всякого художественного произведения: «Эстетический объект возникает путем особого вторично-творческого синтеза, и
внешнее произведение служит лишь средством, побуждающим зрителя к этому синтезу.
Он из глубины духа, из внутренних процессов постиг
характер русской революции, а не из
внешних событий окружающей его эмпирической действительности.
Пьер был один из тех людей, которые, несмотря на свою
внешнюю, так называемую слабость
характера, не ищут поверенного для своего горя. Он перерабатывал один в себе свое горе.
И вот, в эту же меру, в какую, по-моему, проще и удачнее наше народное искусство поняло
внешние черты Христова изображения, и народный дух наш, может быть, ближе к истине постиг и внутренние черты его
характера.